Питание малыша
Примерный суточный рацион для ребенка 2-го месяца, находящегося на грудном или искусственном вскармливании*:
Время кормлений |
Название продуктов и блюд |
Объем |
I кормление 6.00 часов |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
II кормление 9.00 часов |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
III кормление 12.00 часов |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
IV кормление 15.00 часов |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
V кормление 18.00 часов |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
VI кормление |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь
|
100 мл |
VII кормление |
Грудное молоко, адаптированная пресная или кисломолочная смесь |
100 мл |
* общий суточный объем питания для ребенка с рождения до конца второго месяца жизни составляет 700-800 мл
Для более точного расчета необходимого суточного питания малыша можете воспользоваться таблицей:
Суточное количество грудного молока или смеси (при нормальном физическом развитии малыша)
Возраст |
Общий суточный объем питания (грудное молоко, смесь, прикорм) |
|
до 2 месяцев |
1/5 массы тела |
или 700-750 мл |
2-4 месяца |
1/6 массы тела |
или 750-800 мл |
Пример: Малышу 2 месяца, он весит 4200 г, суточный объем питания должен составлять 1/6 массы тела, т.е. 700 мл, а на одно кормление – 100 мл (при 7-разовом кормлении).
Примечание: Помните, что эти рекомендации предназначены здоровым доношенным детям. Если же малыш родился раньше срока или имеет заболевания, он нуждается в индивидуальном подходе. Вы можете задать вопрос автору статьи.
Физическое развитие ребенка
(сколько должен весить малыш к концу второго месяца жизни?)
Прибавка массы тела и роста на 2-м месяце жизни ребенка
Месяц |
Прибавка массы за месяц, г |
Прибавка роста за месяц, см |
1. |
600 |
3 |
2. |
800 |
3 |
Пример: малыш родился с массой 3300 г и длиной тела: 51 см.В один месяц жизни он должен прибавить 600 г и весить: 3900 г, а его рост должен составлять 54 см (+3 см).В два месяца жизни он должен весить 4700 г (+800 г), а его рост должен составлять 57 см (+3 см).
Для более точной оценки соответствия массы и длины тела ребенка его возрасту существуют специальные центильные таблицы.
Кроме того, важное значение имеет соотношение окружности головы и груди у ребенка. Окружность головы у новорожденного превышает окружность груди на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить наличие гидроцефалии.
Примечание: Для более точной оценки физического развития ребенка, с учетом срока гестации (малыш может родиться недоношенным), антропометрических показателей при рождении Вы можете обратиться к автору статьи.
Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце жизни
(как оценить развитие?)
- Зрительные ориентировочные реакции: появляется фиксация взгляда на неподвижном предмете и лице взрослого, кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
- Слуховые ориентировочные реакции: отмечается слуховое сосредоточение и поворот головы в сторону источника звука (показ поворота головы в сторону голоса взрослого).
- Эмоции и социальное поведение: быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
- Движения общие: лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
- Активная речь: повторно произносит отдельные звуки.
Врачебные осмотры
(какие специалисты должны осмотреть малыша за два месяца жизни?)
Если малыш в возрасте одного месяця жизни малыш был обследован в соответствии с действующей схемой осмотров и обследований (см таблицу), то следующее обследование он должен пройти только в 3 месяца жизни:
Фрагмент из схемы обследования ребенка первого года жизни
новорожденный |
1 месяц |
3 месяца |
|||||
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
||
1. |
Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья, в том числе: |
+ |
+ |
+ |
|||
1.1. |
cбор и оценка данных генеалогического анамнеза |
+ |
|||||
1.2. |
cбор и оценка данных биологического анамнеза |
+ |
|||||
1.3. |
cбор и оценка данных социального анамнеза |
+ |
+ |
+ |
|||
1.4. |
выявление групп риска |
+ |
+ |
+ |
|||
1.5. |
прогноз состояния здоровья и развития ребенка |
+ |
+ |
+ |
|||
1.6. |
направленность риска |
+ |
+ |
+ |
|||
2. |
Оценка сведений за период, предшествующий осмотру |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Оценка физического развития |
+ |
+ |
+ |
|||
4. |
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР), в том числе: |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
|
4.1. |
диагностика НПР |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4.2. |
оценка НПР с определением вариантов группы развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4.3. |
выделение групп риска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. |
Оценка резистентности, в том числе: |
+ |
+ |
+ |
|||
5.1. |
анализ частоты, длитель- ности и тяжести острых заболеваний |
+ |
+ |
+ |
|||
6. |
Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе: |
+ |
+ |
невролог +, детский хирург+, травматолог-орто- пед +, офтальмолог +/- |
+ |
невролог +, |
|
6.1. |
выявление жалоб |
+ |
+ |
+ |
|||
6.2. |
осмотр по органам и системам |
+ |
+ |
+ |
|||
6.3. |
оценка ЧСС, ЧД и АД |
+ |
+ |
+ |
|||
6.4. |
сбор сведений и оценка поведения ребенка |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
|
6.5. |
выделение групп риска по отклонениям в поведении |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
|
6.6. |
оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования, в том числе: -анализ крови; - анализ мочи; - аудиологический скрининг; - УЗИ, в том числе: тазобедренных суставов; - ЭКГ |
+ + + + |
+ + + |
+ + + |
|||
7. |
Заключение о состоянии здоровья, в том числе: |
+ |
+ |
невролог+, детский хирург+, травматолог-ортопед+, офтальмолог+/- |
+ |
невролог +, |
|
7.1. |
направленность риска, группа риска |
+ |
+ |
+ |
|||
7.2. |
оценка физического развития |
+ |
+ |
+ |
|||
7.3. |
оценка нервно-психического развития |
+ |
+ |
+ |
|||
7.4. |
оценка резистентности |
+ |
+ |
+ |
|||
7.5. |
оценка функционального состояния и поведения |
+ |
+ |
+ |
|||
7.6. |
прогноз адаптации |
+ |
+ |
+ |
|||
7.7. |
диагноз, группа здоровья |
+ |
+ |
+ |
|||
8. |
Рекомендации, в том числе по следующим разделам: |
+ |
+ |
невролог+, детский хирург+, травматолог-ортопед+, офтальмолог+/- |
+ |
невролог +, |
|
8.1. |
санитарно-гигиенические условия |
+ |
+ |
+ |
|||
8.2. |
режим |
+ |
+ |
+ |
|||
8.3. |
вскармливание и питание |
+ |
+ |
+ |
|||
8.4. |
физическое воспитание и закаливание |
+ |
+ |
+ |
|||
8.5. |
воспитательное воздействие |
+ |
+ |
+ |
|||
8.6. |
рекомендации по иммуно- профилактике инфекционных заболеваний |
+ |
+ |
+ |
|||
8.7. |
рекомендации по профилак- тики пограничных состояний и их прогрессирования |
+ |
+ |
+ |
|||
8.8. |
лабораторные и др. методы исследования, в том числе: -анализ крови; - анализ мочи; - аудиологический скрининг; - УЗИ, в том числе: тазобедренных суставов; - ЭКГ |
+ + + + |
+ + + |
||||
8.9. |
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии) |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
|
8.10. |
по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме № 030/у |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
- Примечания:
- Знак « + » обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
- Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинскихпоказаний в определенный возрастной период.
- Знак « * » обозначает возможность проведения консультаций ребенка врачами – специалистами, не указанными в данном стандарте, при наличии медицинских показаний и с учетом состояния здоровья ребенка
Вакцинация
(какие прививки должен получить малыш за два месяца жизни?)
Если малыш на первом месяце жизни малыш получил 3 прививки (см таблицу), то следующая вакцинация начнется в 3 месяца жизни:
Возраст |
Наименование прививки |
Новорожденные в первые 24 часа жизни |
|
Новорожденные (3-7 дней) |
Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
2 месяца |
Третья вакцинация против вирусного гепатита В |
смотреть полную схему вакцинации
- Примечание:
- Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.
- При нарушении сроков иммунизации ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам и в соответствии с инструкциями по применению препаратов. Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.
- Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов. При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.
- Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденноеTM), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами вакцинация против туберкулеза не проводится.
- Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.
- Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).
- При исключении диагноза "ВИЧ-инфекция" детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.
- Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.
- При проведении иммунизации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-месячного возраста и учащихся 1-11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.