Физическое развитие ребенка
(сколько должен весить малыш к концу девятого месяца жизни?)
Прибавка массы тела и роста на 9-м месяце жизни ребенка
Если Ваш малыш прибавлял в соответствии с данными талицы, то за девятый месяц он должен прибавить в весе 650 г и вырасти на 2 см:
Месяц |
Прибавка массы за месяц, г |
Прибавка роста за месяц, см |
1. |
600 |
3 |
2. |
800 |
3 |
3. |
800 |
2,5 |
4. |
750 |
2,5 |
5. |
700 |
2 |
6. |
650 |
2 |
7. |
600 |
2 |
8. |
550 |
2 |
9. |
500 |
1,5 |
Пример: малыш родился с массой 3300 г и длиной тела: 51 см.В один месяц жизни он должен прибавить 600 г и весить: 3900 г, а его рост должен составлять 54 см (+3 см).В два месяца жизни он должен весить 4700 г (+800 г), а его рост должен составлять 57 см (+3 см).В три месяца он должен весить 5500 г (+800), а его рост должен составлять 59,5 см (+2,5 см).В четыре месяца он должен весить 6250 г (+750), а его рост должен составлять 62 см и т.д.
Для более точной оценки соответствия массы и длины тела ребенка его возрасту существуют специальные центильные таблицы.
Кроме того, важное значение имеет соотношение окружности головы и груди у ребенка. Окружность головы у новорожденного превышает окружность груди на 1-2 см. Выравнивание окружности головы с окружностью грудной клетки наступает у девочек и мальчиков на третьем месяце жизни. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить наличие гидроцефалии и другой патологии.
Примечание: Для более точной оценки физического развития ребенка, с учетом срока гестации (малыш может родиться недоношенным), антропометрических показателей при рождении Вы можете обратиться к автору статьи.
Нервно-психическое развитие ребенка на девятом месяце жизни
(как оценить развитие?)
- Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую музыку.
- Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
- Движения руки и действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
- Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
- Понимание речи: на вопрос "где?" находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
- Речь активная: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
- Навыки и умения: хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
Врачебные осмотры
(какие специалисты должны осмотреть малыша за девять месяцев жизни?)
Если малыш был обследован в соответствии с действующей схемой осмотров и обследований (см таблицу) , то следующее обследование он должен пройти в 9 месяцев жизни:
Фрагмент из схемы обследования ребенка первого года жизни
новорожденный |
1 месяц |
3 месяца |
6 месяцев |
9 месяцев |
|||||||
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
врач- педиатр |
врачи- специалисты «*» |
||
1. |
Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья, в том числе: |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
1.1. |
cбор и оценка данных генеалогического анамнеза |
+ |
|||||||||
1.2. |
cбор и оценка данных биологического анамнеза |
+ |
|||||||||
1.3. |
cбор и оценка данных социального анамнеза |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
1.4. |
выявление групп риска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
1.5. |
прогноз состояния здоровья и развития ребенка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
1.6. |
направленность риска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
2. |
Оценка сведений за период, предшествующий осмотру |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Оценка физического развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
4. |
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР), в том числе: |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
+ |
невролог +/- |
+ |
||
4.1. |
диагностика НПР |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
4.2. |
оценка НПР с определением вариантов группы развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
4.3. |
выделение групп риска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
5. |
Оценка резистентности, в том числе: |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
5.1. |
анализ частоты, длитель- ности и тяжести острых заболеваний |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
6. |
Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе: |
+ |
+ |
невролог +, детский хирург+, травматолог-орто- пед +, офтальмолог +/- |
+ |
невролог +, |
+ |
невролог +/- |
+ |
детский стома- толог+, детский хирург+ |
|
6.1. |
выявление жалоб |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
6.2. |
осмотр по органам и системам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
6.3. |
оценка ЧСС, ЧД и АД |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
6.4. |
сбор сведений и оценка поведения ребенка |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
+ |
невролог +/- |
+ |
||
6.5. |
выделение групп риска по отклонениям в поведении |
+ |
+ |
невролог + |
+ |
невролог + |
+ |
невролог +/- |
+ |
||
6.6. |
оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования, в том числе: -анализ крови; - анализ мочи; - аудиологический скрининг; - УЗИ, в том числе: тазобедренных суставов; - ЭКГ |
+ + + + |
+ + + |
+ + + |
|||||||
7. |
Заключение о состоянии здоровья, в том числе: |
+ |
+ |
невролог+, детский хирург+, травматолог-ортопед+, офтальмолог+/- |
+ |
невролог +, |
+ |
невролог +/- |
+ |
детский стома- толог+, детский хирург+ |
|
7.1. |
направленность риска, группа риска |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.2. |
оценка физического развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.3. |
оценка нервно-психического развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.4. |
оценка резистентности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.5. |
оценка функционального состояния и поведения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.6. |
прогноз адаптации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7.7. |
диагноз, группа здоровья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8. |
Рекомендации, в том числе по следующим разделам: |
+ |
+ |
невролог+, детский хирург+, травматолог-ортопед+, офтальмолог+/- |
+ |
невролог +, |
+ |
невролог +/- |
+ |
детский стома- толог+, детский хирург+ |
|
8.1. |
санитарно-гигиенические условия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.2. |
режим |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.3. |
вскармливание и питание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.4. |
физическое воспитание и закаливание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.5. |
воспитательное воздействие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.6. |
рекомендации по иммуно- профилактике инфекционных заболеваний |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.7. |
рекомендации по профилак- тики пограничных состояний и их прогрессирования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8.8. |
лабораторные и др. методы исследования, в том числе: -анализ крови; - анализ мочи; - аудиологический скрининг; - УЗИ, в том числе: тазобедренных суставов; - ЭКГ |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + |
|||||||
8.9. |
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии) |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
|
8.10. |
по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме № 030/у |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
- Примечания:
- Знак « + » обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
- Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинскихпоказаний в определенный возрастной период.
- Знак « * » обозначает возможность проведения консультаций ребенка врачами – специалистами, не указанными в данном стандарте, при наличии медицинских показаний и с учетом состояния здоровья ребенка
Вакцинация
(какие прививки должен получить малыш за девять месяцев жизни?)
Если малыш был привит в соответствии с действующей схемой (см таблицу), то следующая вакцинация (после 6 месяцев) начинается в 12 месяцев жизни:
Возраст |
Наименование прививки |
Новорожденные в первые 24 часа жизни |
|
Новорожденные (3-7 дней) |
Вакцинация против туберкулеза |
1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
2 месяца |
Третья вакцинация против вирусного гепатита В |
3 месяца |
- Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита - Первая вакцинация против гемофильной инфекции* (* - проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям, относящимся к группам риска: с иммунодефицитными состояниями или анатомическими дефектами, приводящими к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией; с онкогематологическими заболеваниями и/или длительно получающие иммуносупрессивную терапию; ВИЧ-инфицированным или рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей; находящимся в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения). Примечание: Курс вакцинации против гемофильной инфекции 'для детей в возрасте от 3 до б месяцев состоит из 3 инъекций по 0,5 мл с интервалом 1-1,5 месяца.
|
4,5 месяца |
- Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита - Вторая вакцинация против гемофильной инфекции* * (проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим первую вакцинацию в 3 месяца ) |
6 месяцев |
- Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита * проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям данной возрастной группы, получившим первую и вторую вакцинацию в 3 и 4,5 месяца соответственно *(вакцинация против полиомиелита проводится детям данной возрастной группы вакцинами для профилактики полиомиелита (живыми) в соответствии с инструкциями по их применению. Дети, находящиеся в закрытых детских дошкольных учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения), по показаниям вакцинируются трехкратно вакцинами для профилактики полиомиелита (инактивированными) - Третья вакцинация против гемофильной инфекции (проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям, получившим первую и вторую вакцинацию в 3 и 4,5 месяца соответственно) |
смотреть полную схему вакцинации
- Примечание:
- Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению.
- При нарушении сроков иммунизации ее проводят по предусмотренным национальным календарем профилактических прививок схемам и в соответствии с инструкциями по применению препаратов. Допускается введение вакцин (кроме вакцин для профилактики туберкулеза), применяемых в рамках национального календаря профилактических прививок, в один день разными шприцами в разные участки тела.
- Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов. При иммунизации таких детей учитываются: ВИЧ-статус ребенка, вид вакцины, показатели иммунного статуса, возраст ребенка, сопутствующие заболевания.
- Иммунизация детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и получавших трехэтапную химиопрофилактику передачи ВИЧ от матери ребенку (во время беременности, родов и в периоде новорожденноеTM), проводится в родильном доме вакцинами для профилактики туберкулеза (для щадящей первичной иммунизации). У детей с ВИЧ-инфекцией, а также при обнаружении у детей нуклеиновых кислот ВИЧ молекулярными методами вакцинация против туберкулеза не проводится.
- Детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, иммунизация против полиомиелита проводится инактивированной вакциной независимо от их ВИЧ-статуса.
- Иммунизация живыми вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок (за исключением вакцин для профилактики туберкулеза) проводится ВИЧ-инфицированным детям с 1-й и 2-й иммунными категориями (отсутствие или умеренный иммунодефицит).
- При исключении диагноза "ВИЧ-инфекция" детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, проводят иммунизацию живыми вакцинами без предварительного иммунологического обследования.
- Анатоксины, убитые и рекомбинантные вакцины в рамках национального календаря профилактических прививок вводят всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями. ВИЧ-инфицированным детям указанные препараты вводятся при отсутствии выраженного и тяжелого иммунодефицита.
- При проведении иммунизации против гепатита В детей первого года жизни, против гриппа детей с 6-месячного возраста и учащихся 1-11 классов школ используются вакцины без ртутьсодержащих консервантов.